Методическая копилка

Формирование и развитие УУД на ступени начального общего образования

«Касаясь, души, вдохновлять умы»

  «Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

а учитель руководил этим

 самостоятельным процессом

 и давал для него материал»

                                                      К.Д. Ушинский

 

Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться и совокупность способов действий ученика. Структуру универсальных учебных действий учителя знают наизусть.

А как же развить все эти действия, чтобы знакомая всем аббревиатура читалась как уверенные,  увлеченные дети, а не ученик, уставший от деятельности.

Совсем недавно познакомилась с методической разработкой коллег из города Казани «Совершенствование преподавания в XXI веке». Мне очень понравилась миссия школы: «Касаясь, души, вдохновлять умы». Их видение «Растить независимых здоровых учеников, которые ставят перед собой цели, самостоятельно планируют и анализируют свою учебную деятельность, отслеживают результаты, радуются успехам».Учителя школы №33 г. Казани несколько лет изучают и внедряют Сингапурскую программу развития образования. Приемы сингапурской методики таковы: класс разбит на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды. Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов. Никто не должен оставаться в стороне от работы. Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания помогут развить  познавательные УУД.

Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностный универсальных действий. Важно, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Учащиеся вынуждены ставить цели, планировать, контролировать, корректировать свои действия, оценивать успешность усвоения, тем самым развивают регулятивные УУД.

Многие учителя сталкиваются с отсутствием интереса к чтению и творчеству у современных школьников, а ведь это самый мощный инструмент в получении знаний по предмету и многостороннему развитию способностей. Сингапурская методика обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

Недостаточно просто сделать так, чтобы учащиеся работали в группах. Необходимо наличие позитивной взаимозависимости, индивидуальной ответственности, равного участия и одновременного взаимодействия. Все многообразие, чему мы можем научить наших детей, вложено в структуры. Структуры – это приемы обучения и методические рекомендации, которые помогают организовать учебный процесс, взаимодействие учеников, учебного материала и учителя.

Очень большое внимание в этой системе уделено формированию  скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера. 

Начинать необходимо с малого. Структура для работы в парах Релли Робин можно начать с первого класса.Учитель предлагает задание, на которое может быть несколько вариантов ответов и дает время подумать. Ребята по очереди высказывают возможные ответы и решения. Учитель предлагает использовать следующие позитивные высказывания:

·          Спасибо, что поделились информацией со мной.

·          Вы интересный собеседник.

·          Важную мысль, которую я понял, слушая вас это …

Когда ученики будут уверенно использовать эту структуру, можно брать другую структуру. Структуры совместного обучения могут быть предназначены для работы в паре, в команде, для работы всего класса. Очень нравится ребятам структура Инсайд – АутсайдСёкл, когда они перемещаются по кругу, встречаясь лицом к лицу с новыми партнерами для обмена информацией или опроса. Ученикам 3 класса нравится таким образом проверять таблицу умножения друг у друга.

Использование обучающих структур сингапурской методики эффективно на различных этапах урока, особенно, когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения. Данная командная работа обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.  Ненавязчиво развиваем коммуникативные УУД.

Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:

· Дети в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.

· Возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель».

· Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знает сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.

· У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление, они учатся сотрудничать, критиковать и принимать критику.

· Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе положительные эмоции.

· Учение становится  осмысленным, связанное с реальными жизненными целями и ситуациями, а это дает возможность для развития личности.

Минусов, конечно, не  удается избежать на первых порах. Привычной тишины на уроке не будет, а чтобы системы работали как отлаженный механизм, необходима систематическая кропотливая работа учителя. Вспомним слова американского писателя Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»

Учителя английского языка МБОУ «Новинская школа» работают, используя сингапурскую методику второй год, учителя начальных классов на этапе знакомства с обучающими структурами. Вместе мы будем стараться вдохновлять  детей на уроках и во внеурочной деятельности.

 

 


Список литературы:

1.                      http://womanadvice.ru/singapurskaya-metodika-obucheniya-chto-eto-takoe

2.                      Цитаты - http://tsitaty.com

3.                      Петрова Г.Н МБОУ «Лицей №2 г.Мамадыш» «Сингапурская методика обучения».

4.                      Тумасова Юлия Михайловна «Сингапурская методика обучения».

5.                      Шаяхметова Н.Ш Методическая разработка «Совершенствование преподавания в XXIвеке»  Казань,2016

 

 

 

Учитель начальных классов МБОУ «Новинская школа» Касюгина Мария Ивановна